очерки из истории Украины и Мира
Стоит на вооружении: в Азербайджане, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Иордании, Казахстане, Молдавии, Туркменистане и еще в двух десятках стран
Калибр: 5,45 мм
Масса неснаряженного автомата: 3,07 кг
Длина с прикладом: 940 мм
Начальная скорость пули: 900 м/с
Темп стрельбы: 600 выст/мин
Боевая скорострельность: 40/100 выст/мин
Эффективная дальность стрельбы: 650 м
Емкость магазина: 30, 45, 60 патронов
АК-74 был создан на волне общемировой гонки за уменьшением калибра и увеличением дальности стрельбы. Проще автомата пока не придумали. Неполная разборка делается в среднем за 10–15 секунд, сборка — за 20. И все это в полевых условиях без специальных инструментов. Даже среднестатистический российский школьник справляется с этим. Однако в 2011 году «Ижмаш» начал разработку пятого поколения автоматов Калашникова — АК-12. Новый представитель семейства столь же прочен и надежен, как и его предок. Но пока о перевооружении армии новыми винтовками говорить рано. Да и АК-74 — это самое популярное оружие в мире и один из символов России. Он чаще всего встречается в компьютерных шутерах, про него сложено немыслимое количество песен и стихов, есть даже монумент автомату на Камчатке, а в 2008 году Центробанк РФ выпустил монеты с изображением «калаша». Напрашивается старая шутка: «Как жаль, что Калашников не родился конструктором автомобилей».
 
 
 
М16 А4
 
Стоит на вооружении: разнообразные модели M16 используются в Боливии, Великобритании, Индонезии, Латвии, Японии (около 80 стран)
Калибр: 5,56 мм
Масса неснаряженного автомата: 3,5 кг
Длина с прикладом: 1005 мм
Начальная скорость пули: 945 м/с
Темп стрельбы: 800 выст/мин
Боевая скорострельность: 90 выст/мин
Эффективная дальность стрельбы: 550 м
Емкость магазина: 20, 30, 100 патронов
Первую проверку боем в 1960-х годах во Вьетнаме M16, разработанный конструктором Юджином Стоунером, не прошел. «Черная винтовка» оказалась малопригодна для военных действий. Из-за использования низкокачественного пороха в патроннике быстро появлялся нагар, да и смазка не выдерживала испытания влажным тропическим климатом. Автомат постоянно клинило, что приводило к плачевным последствиям. До сих пор по Интернету гуляет шутливая сравнительная характеристика M16 и АК-47, участвовавших в одном из крупнейших конфликтов холодной войны. Вот, например, один из «показателей»: М16, попав в реку, перестает работать; АК-47, попав в реку, продолжает работать — можно использовать как весло. Правда, все недостатки первой версии М16 разработчики устранили, и в 1966 году компания Colt получила правительственный заказ на производство 850 000 винтовок. И вот уже почти полвека М16 находится на вооружении армии США. На сегодня это вторая по распространенности на Земле винтовка. После АК, разумеется. Но эксплуатанты все же периодически указывают на капризность американского оружия.
 
 
HK G36
 
Стоит на вооружении: в Австралии, Бразилии, Великобритании, Индонезии, Исландии, Испании, Мексике, Португалии и еще в двух десятках стран
Калибр: 5,56 мм
Масса неснаряженного автомата: 3,63 кг
Длина с прикладом: 1002 мм
Начальная скорость пули: 920 м/с
Темп стрельбы: 750 выст/мин
Боевая скорострельность: 40/100 выст/мин
Эффективная дальность стрельбы: 800 м
Емкость магазина: 30, 100 патронов
Мысль заменить существующий с 1959 года легендарный автомат G3 на более совершенную модель зародилась в умах командования бундесвера еще в 1970-е. G3 уже не справлялся с возложенными на него функциями: плохо работал, например, в пустынях во время миротворческих операций. К тому же он был чрезвычайно тяжелый для дальних походов (больше четырех килограммов). За двадцать с лишним лет ни одно предложение оружейников не устроило придирчивых немецких военных, пока в 1996 году не появилась винтовка G36. Новая модель фирмы Heckler & Koch удовлетворила генералов. Относительная легкость (в составе конструкции много пластика), оптический прицел, возможность использования двухбарабанного магазина Beta-C на 100 патронов сделали этот автомат популярным не только в Германии, но и во всем мире. За последние 15 лет он применялся во многих конфликтах: от боевых действий в Косово до Пятидневной войны в Южной Осетии.
 
 
Steyr AUG A3
 
Стоит на вооружении: в Австрии, Новой Зеландии, Ирландии , Саудовской Аравии, Тунисе, Омане, Марокко, Боливии , Эквадоре (всего в трех десятках стран)
Калибр: 5,56 мм
Масса неснаряженного автомата: 3,9 кг
Длина с прикладом: 745 мм
Начальная скорость пули: 950 м/с
Темп стрельбы: 750 выст/мин
Боевая скорострельность: 40/100 выст/мин
Эффективная дальность стрельбы: 450–500 м
Емкость магазина: 30, 42 патрона
Это комплекс стрелкового оружия, скомпонованный по схеме буллпап, при котором магазин и затворная группа находятся позади спускового крючка. Подобная схема позволяет значительно уменьшить длину оружия без изменения размеров ствола, при этом с сохранением точности стрельбы, что очень ценно для боев в городских условиях . Конструкторы компании Steyr Daimler Puch объединили все виды вооружения пехотного взвода в одной армейской универсальной винтовке (Armee Universal Gewehr, AUG). При разработке автомата австрийские специалисты применили принцип модульной сборки. AUG напоминает конструктор лего. Легким движением руки автомат превращается… в снайперскую винтовку, достаточно сменить ствол и прицел. Есть вариант AUG в виде легкого пулемета. Модификация А3 с планками Пикатинни (рельсовая система направляющих) позволяет одновременно оборудовать автомат прицелом, подствольным гранатометом, фонарем и лазерным целеуказателем .
 
Beretta ARX-160
 
Стоит на вооружении: в Албании, Египте, Италии , Казахстане, Мексике, Туркменистане
Калибр: 5,56 мм
Масса неснаряженного автомата: 3,5 кг
Длина с прикладом: 920 мм
Начальная скорость пули: 920 м/с
Темп стрельбы: 700 выст/мин
Боевая скорострельность: 40/120 выст/мин
Эффективная дальность стрельбы: 600 м
Емкость магазина: 30, 100 патронов
В 2008 году мир увидел изобретение оружейной компании Beretta — итальянскую штурмовую винтовку ARX-160. Создана она в рамках программы «Солдат будущего» (Soldato Futuro). Подобную программу придумали американцы в конце 1990-х для проведения военных операций с применением высоких технологий. Итальянцы решили даже чуть обогнать время: ARX-160 — оружие футуристическое как внешне, так и по «начинке». Наряду с легкой винтовкой из ударопрочного полимера с однозарядным гранатометом, в экипировку «солдата будущего» вошли тепловизорные камеры, передающие в сеть то, что видит каждый воин на поле боя, а также новейшие бронежилеты. На сегодня существует три вариации комплектов: «командир», «стрелок» и «стрелок-гранатометчик». Итальянские СМИ порой сообщают, что Россия выразила желание обзавестись итальянской экипировкой.

АК74

AK74

Стоит на вооружении: в Азербайджане, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Иордании, Казахстане, Молдавии, Туркменистане и еще в двух десятках стран Калибр: 5,45 мм  Масса неснаряженного автомата: 3,07 кг Длина с прикладом: 940 мм Начальная скорость пули: 900 м/с Темп стрельбы: 600 выст/мин Боевая скорострельность: 40/100 выст/мин Эффективная дальность стрельбы: 650 м Емкость магазина: 30, 45, 60 патронов

 

Военное руководство в нашей стране полностью разделяло мнение известного военного теоретика и педагога русского генерала М.И. Драгомирова: «Как бы ружье ни было совершенно, даже и на 50 шагов промах вероятнее, чем штыком на шаг или полтора; и во всяком случае для действия последним нужно гораздо более бесстрашия, самоотвержения, чувства товарищества, чем для стрельбы, более отвечающей инстинкту самосохранения. Стрельба требует покоя, удар штыком - движения вперед, которое уже само по себе выражает чувство нашего превосходства над неприятелем. Перестреливаться можно часами и ничего не добиться, штык разом заставляет неприятеля дать тыл».
 
В конце 1950-х годов, после ряда проведенных опытно-конструкторских работ, военные специалисты дали заключение о том, что в современных условиях штык по-прежнему является материальным выразителем высшего напряжения воли к победе, поэтому штык должен быть и у автомата Калашникова. И поскольку для ведения подобной схватки требуется особая физическая, техническая и психологическая подготовка личного состава, в армии вновь необходимо приступить к овладению рукопашным боем с использованием штыка и приклада.
 
Штык является клинковым холодным оружием, приспособленным для крепления к ручному длинноствольному огнестрельному оружию и служит для поражения противника в рукопашном бою. Штыку присущи те же поражающие качества, что и колюще-режущим или колющим видам холодного оружия. В соответствии с этим назначением к штыку предъявляются следующие требования:
1. При ударе штык должен наносить ранения, достаточные для быстрого выведения противника из строя. С этим требованием связаны длина и форма клинка штыка (игольчатые или клинковые штыки).
2. Штык должен иметь достаточную прочность при минимальной массе.
3. Наличие штыка не должно ухудшать маневренных свойств оружия и оказывать неблагоприятного влияния на меткость стрельбы и стабильность боя.
4. Крепление штыка должно быть надежным и обеспечивать быстрое приведение его в боевую готовность.
 
Впервые штыки появились в середине второй половины XVI века в Северной Испании как охотничье оружие. В соответствии с современной терминологией первым штыком стал багинет - укороченная рогатина или кинжал, вставлявшиеся деревянной рукоятью в ствол дульно-зарядного ударно-кремниевого ружья и использовавшиеся для добивания раненого зверя.
 
 
 
Багинет с латунной оправой и деревянной ручкой-пробкой, кон. XVII в.; два багинета, Англия, XVII в.; французский втулочный штык, 1724 г.; французский штык системы Дельвиня, образца 1840 г. (т. н. «ятаган»)
 
 
Первое боевое применение штыков-багинетов, вставленных в ударно-кремневые ружья, было произведено в 1640-1641 годах во французском городе Байоне, от которого, кстати, и пошло название «багинет». Сочетание багинетов с армейским огнестрельным оружием утвердилось в Западной Европе во второй половине XVII века. Появление в конце XVII века игольчатого штыка с трубкой, надевавшейся на ствол, позволило устранить основной недостаток системы «мушкет-багинет» - невозможность стрельбы с изготовленным к бою штыком.
 
Первоначально штыки в XVIII-XIX веках имели в трубке только коленчатые или прямые прорези, без фиксирующих устройств. Штык надевался на ствол таким образом, чтобы передний срез трубки приходился вровень с дульным срезом ружья или мушкета. При этом клинок штыка обычно располагался справа от оси канала ствола, поскольку в большинстве случаев ружье удерживалось за шейку приклада и направлялось для штыкового удара именно правой рукой. Кроме того, при таком расположении клинка штык было удобнее надевать и снимать со ствола правой рукой. В последней четверти XIX века во многих армиях появились штыки, которые чаще всего примыкались к винтовкам снизу.
 
В стрелковом оружии использовалось два вида штыков: игольчатые, или граненые, и клинковые, подразделяющиеся, в свою очередь, на собственно штыки и штыки-ножи.
 
 
 
1–Клинковый штык от Литтихского штуцера образца 1843 года, 2–Трёхгранный штык от 6-линейного ружья, 3–Четырёхгранный штык от винтовки системы Бердана 2, 4–Четырёхгранный штык с хомутиком от винтовки системы Мосина образца 1891 года, 5–Четырёхгранный штык с пружинным стопором от винтовки системы Мосина 1891/1930 года, 6–Четырёхгранный штык системы полковника Гулькевича к винтовке системы Мосина
 
 
Игольчатый штык применялся только для выполнения одной функции - штыкового боя. Клинковый штык или штык-нож, отделенный от оружия, кроме своего прямого назначения мог использоваться для нанесения повреждений противнику при непосредственном удержании в руке, а также и для других целей, например, им можно было резать, окапываться, рубить сучья, и наконец, можно применять его как нож или кинжал.
 
В России игольчатый штык обр. 1891 года и его модификация - штык обр. 1891/30 годов использовался дольше, чем где-либо (до конца 1940-х годов), несмотря на то, что он оказался бесполезным во всех ситуациях, кроме штыкового боя, поскольку не имел рукояти.
 
В других странах от игольчатых штыков отказались довольно быстро, тем более что в последней четверти XIX века прочные позиции стали завоевывать многофункциональные штык-ножи, появление которых практически совпало по времени с внедрением бездымного пороха и принятием на вооружение новых, более совершенных магазинных винтовок. В первые десятилетия после появления и широкого распространения штык-ножей название этого оружия точно отражало степень значимости тех функций, которые на него возлагались: в первую очередь - штык, а затем уже, в случае необходимости, нож.
 
Одной из основных тенденций в развитии конструкции штык-ножей в период 1918-1945 годов явилось стремление к унификации и уменьшению количества штыков, предназначенных для одного и того же образца винтовки или карабина. В свою очередь, модернизировавшиеся и вновь разрабатывавшиеся образцы магазинных, а также самозарядных и автоматических винтовок и карабинов снабжались такими приспособлениями для примыкания, которые или позволяли использовать уже существующие образцы штык-ножей, или требовали лишь их незначительной модернизации.
 
В это время штыками оснащались не только магазинные, самозарядные, автоматические и штурмовые винтовки (автоматы) и карабины, но иногда пистолеты-пулеметы и даже некоторые образцы ручных пулеметов (например японский ручной пулемет «тип 96»). Необходимо отметить, что использование штыков в пистолетах-пулеметах и в ручных пулеметах не было оправдано тактическим назначением и условиями боевого применения образцов и являлось излишним усложнением и утяжелением конструкции оружия.
 
Боевые действия пехоты стран - участниц Второй мировой войны, вооруженной в основном магазинными или самозарядными винтовками и карабинами, снабженными штыками, продемонстрировали ничтожное значение примкнутого штыка на поле боя. Эпизодические штыковые атаки небольших подразделений не оказывали никакого влияния на общий ход военных действий на каком-либо из фронтов, хотя под сомнение не ставилась необходимость оснащения солдата личным холодным оружием, по возможности компактным и многофункциональным. Требование компактности объяснялось постоянно возраставшей насыщенностью армии вооружением и военной техникой. При ее обслуживании и перевозке в ней личного состава длинный штык являлся помехой.
 
Удачным решением данной проблемы стало создание в 1950-х годах комбинированного штык-ножа. В настоящее время штык-ножам, ставшим едва ли не единственным (кроме собственно ножей и кинжалов) активно использующимся типом боевого холодного оружия, придаются в первую очередь функции ножей и инструментов, а уже затем?- штыков. Это явилось шагом вперед на пути к созданию идеального образца - комбинации штыка, инструмента и ножа для выживания.
 
По форме и сечению клинка клинковые штык-ножи можно разделить на четыре группы:
1. Штык-ножи с однолезвийными однодольными клинками. Острие клинка у большинства образцов располагалось на средней линии, что максимально обеспечивало проникновение в мягкие ткани при колющем ударе. Примером подобных штык-ножей могут служить: английские штыки М 1907; канадские штыки М 1908 и М 1912; японские штыки «тип 30» и их более поздние модификации. Некоторые штыки с однолезвийными клинками имели модификации с пилой на обухе (германский штык М 98/05). Такими штыками могли оснащаться унтер-офицеры, а также санитары и саперы. Длина клинков у штык-ножей для пехотных винтовок составляла 250 - 300 мм, для карабинов кавалерии и специальных войск - до 400 мм и даже более.
2. Штык-ножи с однолезвийными клинками Т-образного сечения также классифицируются как штыки-стилеты или штыки-кинжалы. Пример такого штык-ножа - голландский штык образца 1895 года.
3. Штык-ножи с двулезвийными клинками. Иногда называются также штыками-кинжалами. Клинки таких штык-ножей могут быть симметрично или асимметрично двулезвийными. В последнем случае двулезвийную заточку клинок имеет от острия до середины клинка. Некоторые штык-ножи с двулезвийными клинками имели узкий долик, расположенный на средней линии клинка, например шведский штык М 1896 к винтовке Маузера. Английские штыки М 1888 и М 1903 имели двулезвийные клинки крестообразного сечения с вогнутыми гранями.
4. Штыки-стилеты с игольчатыми клинками. Иногда также классифицируются как штыки-кинжалы. Наличие металлической рукояти делало их хотя и не очень удобным, но пригодным для рукопашного боя колющим оружием. Примером могут послужить французский штык М 1886 и его последующие варианты.
 
 
 
Клинковый штык-нож изделие «6х5» с пластмассовыми ножнами к автоматам Калашникова АК-74 и Никонова АН-94
 
 
Крепление штыка к оружию могло быть отъемным и неотъемным. При этом штык мог присоединяться непосредственно к стволу (отечественные винтовки обр. 1891 и обр. 1891/30 годов; карабин обр. 1944 года; автоматы АК/АКМ/АК-74); одновременно к верхнему ложевому кольцу и к стволу (английская винтовка Ли-Энфильд Мk. III, французская винтовка Лебель М 1886/93); к наконечнику цевья ложи (германская винтовка Маузер 98).
 
Крепление штыка независимо от его вида должно обеспечивать возможно большую прочность, так как незначительное перемещение штыка во время стрельбы сопровождается снижением меткости из-за смещения центра тяжести оружия (если стрельба, как правило, ведется с примкнутым штыком). Было признано, что крепление штыка с трубкой к винтовке выгоднее осуществлять так, чтобы отклонение пули из-за смещения центра тяжести шло в обратную сторону отклонению от деривации, т. е. если отклонение пули от деривации происходило вправо, то штык нужно было примыкать с правой стороны. При присоединении к наконечнику цевья ложи штык оказывал меньшее влияние на колебания ствола при выстреле, чем при его закреплении на стволе.
 
Непосредственное крепление штыка к стволу отличалось наибольшей прочностью и надежностью, хотя в этом случае ствол при штыковых ударах испытывал значительные нагрузки; это учитывалось при выборе толщины стенки ствола у дульного среза. Крепление штыка к специальному наконечнику цевья ложи разгружало ствол от дополнительной нагрузки, но не обеспечивало достаточной прочности и надежности соединения, хотя в какой-то степени и уменьшало вредное воздействие на поверхность клинка вырывающихся при стрельбе из канала ствола пороховых газов. Крепление штыка одновременно к верхнему ложевому кольцу и к стволу стало компромиссной попыткой освободить ствол от значительной дополнительной нагрузки и обеспечить надежность крепления штыка при его отъемном соединении. В этом случае для крепления на стволе винтовки или карабина штыки, как правило, имели Т-образный продольный паз и пружинную защелку в головке рукояти, а также кольцо в крестовине.
 
Существовали также и другие способы фиксации штык-ножей на оружии:
- с расположением кнопки пружинной защелки не в головке рукояти, а у крестовины (например американский штык М 1905 к винтовке «Спрингфилд» М 1903);
- с расположением пружинной защелки в кольце крестовины, что обеспечивало бесшумное, без характерного щелчка примыкание (например канадский штык М 1908);
- с надеванием кольца крестовины не на ствол, а на специальный стержень, расположенный в цевье (например английский штык М 1903);
- с надеванием пустотелой рукояти на специальный стержень, расположенный под стволом винтовки (например французский штык М 1892).
 
Говоря о том, какое крепление штыка было более удачным - отъемное или неотъемное, - необходимо отметить, что каждый способ крепления штыка имел свои преимущества и недостатки. Например, клинковый отъемный штык-нож изделие «6х4» к автомату Калашникова АК-74 применяется не только в штыковом бою, но может быть использован и для других целей в различных условиях походной и боевой службы. С этой точки зрения целесообразно иметь клинковый штык с его отъемным креплением. С другой стороны, в пользу неотъемного крепления штыка, который является неотъемлемой составной частью огнестрельного оружия - винтовки или карабина, высказывались следующие соображения: в любую минуту боя можно нанести штыковой удар, причем утеря штыка в боевых условиях исключается. Так, неотъемным клинковым штыком оснащен самозарядный карабин Симонова СКС, снятый с производства еще в 1950-х гг., но до сих пор состоящий на вооружении российских рот почетного караула и признанный одним из самых красивых образцов так называемого репрезентативного боевого оружия.
 
 
 
Клинковый однодольный штык с металлическими ножнами к самозарядной винтовке Токарева СВТ-40
 
 
В отечественном стрелковом оружии в первой половине XX столетия нашли широкое применение как игольчатые (винтовки образца 1891 и 1891/30 годов; карабин обр. 1944 года), так и клинковые штыки (автоматическая винтовка Симонова обр. 1936 года; самозарядные винтовки Токарева СВТ обр.1938 года и обр. 1940 года). С 1950-х годов в Советских Вооруженных силах с принятием автомата Калашникова АК/АКМ стали использоваться штык-ножи.
 
В качестве наиболее характерного примера отечественного игольчатого штыка можно рассмотреть штык к магазинной винтовке системы Мосина обр. 1891/30 годов. Он состоит из четырехгранного клинка игольчатого типа; шейки, соединяющей клинок с трубкой; трубки, которой штык надевался на дульную часть ствола и пружинной защелки. Поперечное сечение клинка игольчатых штыков выполнено в виде четырехугольника. Поверхности боковых граней клинка снабжены продольными желобками, так называемыми долами. Образующиеся при этом ребра штыка обеспечили ему достаточную жесткость при данной площади поперечного сечения. Игольчатый штык с долами, проникая в тело, перерезал волокна; долы, облегчая вытекание крови из раны, уменьшали сопротивление при проникании штыка в тело и, кроме того, уменьшали массу штыка, обеспечивая ему необходимую прочность. Клинок штыка имел заостренный боевой конец. Боевой конец клинка был притуплен и образовывал площадку 0,5 мм по ширине. Эта площадка предохраняла стрелка от нечаянных ранений. Направление оси клинка составляло с направлением оси трубки угол около 2 градусов. При таком направлении клинка ось штыка проходила через центр тяжести винтовки и между руками держащего ее стрелка; этим достигался большой эффект удара и устранялось вывертывание оружия в руках при ударе. Длина клинка штыка составляла 435 мм. Кнопочной пружинной защелкой, смонтированной в основании клинка, штык надежно крепился непосредственно на стволе винтовки обр. 1891/30 годов.
 
У клинкового штыка к самозарядной винтовке Токарева СВТ обр. 1940 года однодольный клинок имел заостренный боевой конец и одностороннюю заточку. На рукоятке штыка имелся упор, при помощи которого штык соединялся с втулкой надульника. На заднем конце рукоятки имелся паз для крепления штыка к винтовке и защелка с пружиной для удержания примкнутого к винтовке штыка.
 
Первая модель автомата Калашникова АК, принятая на вооружение Советской армии в 1949 году, не имела штыка. И только в 1953 году вместе с так называемым облегченным автоматом АК был принят на вооружение штык-нож изделие «6х2». Он имел тот же клинок, что и штыки к самозарядным винтовкам Токарева СВТ-40, но другой механизм фиксации на стволе. Пружинная защелка была смонтирована в крестовине. Квадратная в сечении рукоять была образована двумя пластмассовыми щечками. В примкнутом положении лезвие клинка было направлено вверх. Штык оказался неудобным при использовании в качестве ножа, в первую очередь из-за неудачной формы рукояти.
 
Тогда же, в середине 1950-х годов, подполковником морской службы Р. Тодоровым был предложен и принят на вооружение морских разведчиков боевой нож специальной конструкции, особенностью которой было отверстие в клинке. В этом отверстии крепилась дополнительная деталь, позволявшая выполнять ножом ряд операций. Этот нож и послужил основой при разработке нового штык-ножа изделие «6х3» для автомата АКМ, принятого на вооружение Советской армии в 1959 году. Верхняя часть ножен этого штыка была покрыта изолирующим материалом, что позволяло использовать штык-нож для перерезания проволоки и проводов, находящихся под напряжением. На обухе клинка имелась пила и режущая кромка.
 
 
 
Клинковый штык-нож изделие «6х4» с пластмассовыми ножнами к автоматам Калашникова АКМ/АК-74 (выпуск 1967-1988 годов)
 
 
Следующий образец штык-ножа – изделие «6х4» к автомату Калашникова АКМ (позднее и АК-74)?- отличался от предыдущего образца формой рукояти и пластмассовыми ножнами. Он также примыкался к специальному упору, смонтированному под стволом в нижней части газовой камеры автоматов Калашникова АКМ/АК-74. Однолезвийный клинок штык-ножа имел заостренный боевой конец и двустороннюю заточку. Наличие пилки на обухе клинка позволило использовать этот штык-нож для перепиливания даже стальных прутьев.
 
В 1989 году ему на смену для вооружения автомата АК-74 пришел последний отечественный образец штык-ножа - изделие «6х5». Не отказываясь от идеи превращения штык-ножа в многоцелевой инструмент, конструкторы существенно изменили форму клинка, приблизив ее к кинжальной. Изменилась и форма рукояти, которая, как и ножны, теперь изготавливалась из стеклонаполненного полиамида ПА6С-211ДС. Масса штыка, составляющая 0,22 кг, уменьшилась примерно на 60 г по сравнению со штык-ножами «6х3» и «6х4». Для удешевления массового производства штык-нож «6х5» получил более простую форму. К принятому в 1997 году на вооружение Российской армии автомату Никонова АН-94, с учетом особенностей работы его автоматики, штык-нож «6х5» примыкается не под стволом, как в автоматах Калашникова, а справа, поэтому клинок штык-ножа расположен в горизонтальной плоскости. По мнению разработчиков, подобное положение клинка предотвращает его застревание между ребрами тела противника и облегчает быстрое вытаскивание для повторного удара.
 
И сегодня в вооруженных силах практически всех стран военные не собираются отказываться от использования штык-ножей как в силу традиций, так и из-за отсутствия подходящей замены для тренировки агрессивности и навыков конвоирования пленных. Поэтому работы над созданием новых образцов продолжаются, причем дальнейшее развитие, судя по всему, будет направлено на придание штык-ножам максимальной многофункциональности. Подобные тенденции позволяют выделить основные требования и критерии, учитываемые при разработке и испытаниях новых образцов штык-ножей: размеры и форма клинка; образование клинком широкой раны и возможность быстрого извлечения из тела штык-ножа для нанесения повторного удара; возможность использования другого оружия, при удержании в руке штык-ножа; быстрота применения; удобство удержания в руке при передвижении ползком.
 
Многие специалисты сегодня считают идею максимальной многофункциональности штык-ножа неосуществимой. Функции штыка в комплексе «штык - инструмент - нож» явно отошли на последний план, что наглядно было продемонстрировано в локальных войнах второй половины XX столетия. Рукопашные схватки в этих войнах возникали, как правило, внезапно, поэтому на примыкание штыка у солдат зачастую не оставалось времени. В ход в ближнем бою шли ствол и приклад оружия, саперные лопатки, боевые ножи и штык-ножи, не примкнутые к оружию. Кроме того, наличие пистолетной рукоятки практически на всех образцах современных штурмовых винтовок (автоматов) обусловило, что нанесение штыкового удара оружием с примкнутым штыком выполнять стало менее удобно, чем это было раньше с магазинными винтовками.
 
Однако подобные проблемы не остановили продолжение работ над новыми образцами штык-ножей. В настоящее время предпринимаются попытки соединения штык-ножа и ножа для выживания. Однако, оценивая перспективу развития этого типа холодного оружия, можно с большой долей уверенности сказать, что штык-нож через несколько десятилетий скорее всего окончательно уйдет в отставку, уступив место специальным видам холодного оружия, и к штурмовым винтовкам (автоматам) подобное холодное оружие примыкаться не будет вообще.

История возникновения штыка и его разновидности.

штык

Багинет с латунной оправой и деревянной ручкой-пробкой, кон. XVII в.; два багинета, Англия, XVII в.; французский втулочный штык, 1724 г.; французский штык системы Дельвиня, образца 1840 г. (т. н. «ятаган»)

История возникновения и эволюция такого явления как штык. Симбиоз средневековья и современного стрекового оружия время жизни которого идет к закату.  Штыки в Советской армии.

Военное руководство в прошлом полностью разделяло на мой взгляд весьма спорное мнение известного военного теоретика и педагога русского генерала М.И. Драгомирова: «Как бы ружье ни было совершенно, даже и на 50 шагов промах вероятнее, чем штыком на шаг или полтора; и во всяком случае для действия последним нужно гораздо более бесстрашия, самоотвержения, чувства товарищества, чем для стрельбы, более отвечающей инстинкту самосохранения. Стрельба требует покоя, удар штыком - движения вперед, которое уже само по себе выражает чувство нашего превосходства над неприятелем. Перестреливаться можно часами и ничего не добиться, штык разом заставляет неприятеля дать тыл».

Я так думаю из за таких вот "деревянных" теоретиков  тысячи наших солдат погибали в столкновениях с технологически более прогресивными армиями мира. Взять хотябы вторую мировую войну. Однако "ежики плкали и кололись но упорно продолжали жевать кактус" . Читаем дальше если интересно.

 

 

Родившаяся в мексиканском штате Синалоа в 1834 году Юлия Пастрана страдала от врожденного гипертрихоза и гиперплазии десен. Лицо и все тело женщины, за исключением ладоней и ступней, были покрыты черными жесткими волосами. По описанию современников, избыточное оволосение, патология челюстей и маленький рост около 138 см делали Юлию похожей на гориллу. За необычную внешность ее называли "женщина-обезьяна" и "женщина-медведь".
Из биографии Юлии Пастраны известно, что в юности она работала горничной, а в 1854 году американец по фамилии Райтс уговорил ее поехать в США и за деньги появиться в шоу уродов в Нью-Йорке.
Через некоторое время "женщину-обезьяну" перекупил новый импресарио Теодор Лент. Когда она научилась танцевать и петь на трех языках, он взял ее в мировое турне в числе других бородатых и волосатых женщин. В 50-х годах XIX века шоу демонстрировалась в Европе.
В 1857 году Лент женился на Юлии, через два года он привез ее и остальных участниц шоу в Россию. Во время гастролей в Москве Пастрана забеременела и в 1860 году в российской столице родила ребенка, тело которого было, как и у матери, целиком покрыто волосами. Однако сын Юлии Пастраны прожил всего три дня, а через пять суток после рождения ребенка она сама умерла от родильной горячки.
Теодор Лент попросил профессора Московского университета по фамилии Суколов мумифицировать жену и сына и поместил их останки в стеклянный шкаф, чтобы показывать их на выставках. Сначала он пытался эксплуатировать идею выставления мумий на научных выставках в России, но ему было в этом отказано на том основании, что это не имеет никакого отношения к целям науки.
В 1862 году, через два года после смерти жены, он успешно выставлял их в Англии, где на такие шоу не было никаких ограничений. Когда интерес к мумиям ослаб, импресарио передал их в странствующий музей курьезов.
Позже он нашёл другую женщину с подобной внешностью, женился на ней и назвал её Зенора Пастрана, которую также выставлял на турах и представлял сестрой Юлии.
Он вернул сданные в аренду странствующему музею мумии жены и сына и начал выставлять их на выставке вместе с живой женой!
В конечном счёте он поселился в Петербурге в 1880 году и попал в психиатрическую больницу. Зенора же переехала в Мюнхен в 1888 году и претендовала на право собственности на мумии, получив их в итоге обратно в 1889 году- выставила их напоказ вместе с собой на антропологической выставке, устроенной Б. Гасснером.
В конце концов этот человек оставил мумии себе и продал их в 1895 году на торгах в большой цирк в Вене. Зенора уехала и вышла замуж за другого мужчину.
Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности.
Останки Юлии Пастраны "всплыли" в Норвегии лишь в 1921 году у некоего Лунда, который демонстрировал их в своей "Комнате ужасов".
В 1943 году, во время оккупации Норвегии войсками Третьего Рейха, нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Юлии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.
Мумии были выставлены для публики вплоть до 1970-х годов, когда общественность возмутилась планам властей организовать тур с ними по США. После этого мумии были спрятаны в закрытые хранилища. В августе 1976 года мумию ребенка изуродовали вандалы, позже, по некоторым данным, останки съели мыши.
Мумия Юлии Пастраны была украдена в 1979 году, но полиция нашла останки. Сначала они хранились в Институте судебной медицины в Осло, а с 90-х годов находились в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета норвежской столицы. В апреле 2012 года университет после многолетних запросов представителей мексиканской общественности и властей согласился вернуть тело на родину.
Губернатор штата Синалоа Марио Лопес Вальдес на церемонии похорон назвал "актом справедливости" возвращение останков Юлии Пастраны на родину.
Белый гроб с останками Юлии Пастраны был завален венками из белых роз, на церемонии присутствовало большое количество ее земляков, которые пришли засвидетельствовать ей свое почтение.

Юлия Пастрана

01

История жизни и смерти самой известной  "женщины - обезъяны" страдавшей от врожденного гипертрихоза и гиперплазии десен. А также невероятного человеческого цинизма которое способно опустить на самое дно само понятие - человечность.

Описание её внешности и характера оставил, в частности, Чарльз Дарвин, упомянувший, что, несмотря, на уродство, Пастрана замечательно танцевала и была доброй и приветливой.

Вся славянская вышивка обозначена знаками Воды и Солниа (рис. 5.1.1, а, б, в, г, д). Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как влажную материнскую и солнечную отцовскую энергии.
Материнский символ — главный символ на рушнике, в основе которого 8-конечная звезда, как говорилось ранее. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизирует величие матери, ее особую роль в жизни человека (рис. 5.1.2, а, б, в). Наличие на рисунке желтого и голубого цвета обычно говорит об украинских корнях вышивки.
Ромбы (рис. 5.1.3, а, б, в, г, д). Самым распространенным орнаментом украинской вышивки был геометрический орнамент (хотя на самом деле он был общим для всех восточнославянских народов, в русской вышивке тоже много подобных узоров), главные элементы которого составляли «ромбики с загогулинками». Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню Земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего женской.
Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской — на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки.
Вазон и Берегиня (рис. 5.1.4). Этническим обереговым знаком для украинцев была вышивка, орнамент которой составляли вазон (большие ветки с цветами и птицами) и Берегиня (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Они, как правило, вышивались нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением.
Виноград (рис. 5.1.5, а, б, в). Символика винограда отражает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград — это жизненная нива, на которой муж — сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках Киевщины, Полтавы. В Чернигове виноград вьется на семейных рушниках.
Звезды (рис. 5.1.6, а, б, в, г). Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, — это представление о структуре Вселенной, которая уже не хаотична, а упорядочена и наполнена гармонией.
Дуб (рис. 5.1.7, а, б, в) — священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Юноши и молодые мужчины, имевшие на своей одежде такую вышивку, всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.
Калина (рис. 5.1.8, а, б) — украинское дерево. В древние времена калину связывали с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезд. Потому калина и получила такое имя — от старославянского названия Солнца — Коло. А поскольку ягоды калины красного цвета, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки украшены вышитыми гроздьями калины.
Лилии (рис. 5.1.9, а, б). В народных легендах цветок лилии — это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц — знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента были листик и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. Лилия символизирует рождение, развитие и бесконечность жизни. Иногда над цветком вышивают капли росы, которые означают оплодотворение. Лилия — женский символ, суть энергии влаги. Это подтверждает и древнее название цветка — крин. Сравним это название со словом «криница» — колодец.
Мак (рис. 5.1.10, а, б, в, г). С древних времен в Украине святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девушки, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы надевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.
Роза (рис. 5.1.11, а, б, в, г). Старое название розы — рожа — созвучно древнему названию Солнца (Ра). Кроме того, староукраинское название крови — руда. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением.
Там, где розы размещены в системе геометрического узора, это не просто цветы — это цветы-звезды, которые воплощали представление народа о Вселенной как о системе.
Хмель (рис. 5.1.12, а, б). Листья хмеля на вышивке — это молодежная символика. Кроме центральной Украины, узор распространен на Подолье. Хмель близок к символике воды, а также винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви.
Можно сказать, что узор хмеля — это свадебная символика. Народная песня подсказывает, что «виться» — для парубка обозначает быть готовым к браку, а для девушки идти замуж — это «пучечки вязать».
Свадебный венок (рис. 5.1.13) — символ девичества, непорочности, как и коса девушки.
Для изготовления свадебного венка у славян использовались различные растения: барвинок, розмарин, калина, мирт, роза, гвоздика и другие живые, сухие или искусственные цветы. Свадебный венок из роз — прекрасный образ для венчального рушника, символ пожелания молодым счастья, любви и верности. Он является неотъемлемой составной частью комплекса свадебных символов: каравая, кольца, свадебного наряда, свадебной скатерти.
Древо жизни (рис. 5.1.14, а, б) — райское древо — излюбленный мотив восточнославянской вышивки, но он был известен и в искусстве Восточной Европы. Считается, что это дерево олицетворяет собой связь земли с небом. Известен сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо. Изображение «древа жизни», по народным представлениям, должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Поэтому данный символ вышивается на свадебных рушниках. Образ «древа жизни» присутствует на свадьбе и в виде наряженной цветами и лентами ветки.
Вместе с изображением «древа» в вышивке рушников обычно присутствуют и птицы. Образ птицы также не случаен. Птица — символ души человека, парные птички обычно символизируют жениха и невесту. Птица — это и обитатель мира небесного; следовательно, обладает способностью влиять на судьбы людей.

simvoly-vishivanok

Вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца (рис. 5.1.1, а, б, в, г, д). Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как влажную материнскую и солнечную отцовскую энергии.Материнский символ — главный символ на рушнике, в основе которого 8-конечная звезда, как говорилось ранее.

 

В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома. К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя, к примеру, садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Правда, почему существуют такие запреты, — не знаем. Это лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.
Во все времена дом считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: "Дома и стены лечат". Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.
Приступая к строительству своего дома — как в прямом, так и в переносном смысле — мы можем использовать много правил, которыми руководствовались наши деды и прадеды. Строительство следует начинать после новолуния — на растущей Луне. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора следует посадить дерево. Ранее сажали березу или рябину. Вообще все деревья наши предки наделяли определенными свойствами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб — силу и удачу, сосна — деньги и выздоровление, вишня — любовь, кедр — долголетие, клен — любовь и материальное благополучие, а орех — здоровье. С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку — она «обеспечит» здоровье семьи.
Особое место в домах наших прародителей занимал порог, высокий и крепкий, так как под ним в языческие времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция — на пороге не разговаривать. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову — символ счастья или христианский крест, как защиту от негативной энергии.
Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь именно здесь предстоит принимать гостей, сюда возвращаются уставшими с работы, и через нее происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.
Окна тоже связывают нас с окружающей природой — их следует ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Поэтому лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет — на запад и север.
Центральное место практически в любом славянском доме — кухня-столовая (в древности — печь). Здесь всегда кипит жизнь: собирается вся семья за обедами-ужинами, беседуют с гостями, воспитывают детей, «изливают» душу друзьям, здесь же по поверьям обитает дух-хранитель — домовой. Поэтому именно кухня, подчас самое уютное и «обитаемое» место в доме, должна быть красивой и чистой. Здесь по традиции можно развесить символы-обереги: ложки, символизирующие сытную жизнь; декоративные ключики — символ приданого, богатства, топорики — знак языческого Перуна — покровителя урожая; бубенчики, свистульки, лопатки, венички — защиту от разных бед, кукурузные початки и шапки высушенного подсолнуха — детские обереги и так далее.
Стол по славянским обычаям должен соединять в доме два пространства — жилое и рабочее, и на его главной стороне — под иконами — сажают хозяина-кормильца. На столе раньше стоял самовар с красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола. Берегиню — пышную куклу помещали также над крыльцом и на окнах. Верили, что кукла охраняет детский сон. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном — символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым. Нарядные льнотканые полотенца в славянорусской культуре были, пожалуй, самыми популярными "оберегами" и украшениями дома (кухни-столовой, гостиной и даже спальни). Полотенце — символ человеческой жизни, линия судьбы.
Зеркало символизирует денежное благополучие. Повесьте зеркало рядом со столом в гостиной или кухне — оно привлечет достаток в дом. В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Ни в коем случае нельзя вешать зеркало возле кровати — в этом случае оно способно разрушить вашу жизнь, отобрав все силы и энергию! Не следует вешать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Очень кстати будут невинные домашние цветы в горшочках — герань, алоэ, нежные фиалки. Наши предки вообще придавали большое значение растениям, которые и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги. Например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.
Лишних вещей в доме быть не должно. По представлениям прародителей каждая вещь служит для конкретного дела и должна быть наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. А лишние вещи создают хаос и беспорядок, поэтому от них следует систематически избавляться. Как правило, это делают перед Рождеством и Пасхой.
Традиция украшать свое жилище восходит к временам язычества, таким образом человек стремился защитить свою семью от злых сил. Поэтому образы священных животных и птиц располагались на самых уязвимых для негативных энергий местах: окнах, воротах, дверях, дымоходе или камине. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам — земли, воды и воздуха. У восточных славян были особо популярны изображения или фигурки голубя, олицетворявшего доброту и красоту, курицы — символа плодовитости, медведя — символа богатства, коня — олицетворения солнца и жизни (деревянного конька сажали на крыши домов), быка — воплощения земной силы и надежности и так далее. Популярны также резаные, рисованные и деревянные (глиняные, стеклянные, фарфоровые) изображения солнца, месяца, рыб, ладоней, а также матрешки.
Воплощенные в предметах быта поэтические образы и духовные идеи издревле помогали нашим предкам сделать свою жизнь прекраснее и теплее. Помогут они и нам, ведь устройство и дух дома зависят только от самих хозяев, от их добрых помыслов, желаний и трудолюбия.

slovyanskiy fenshy

символы  на домах

В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома. К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя, к примеру, садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Правда, почему существуют такие запреты, — не знаем. Это лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.

 

Подкатегории