Клуб Путешественников Херсон

Оторвись от дивана! В мире много интересного.....

Другое

Возникновение Фен-Шуй -история и современность(как возник, когда, кем и как развивался)

Возникновение Фен-Шуй -история и современность(как возник, когда, кем и как развивался) - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Когда изменчивость мы замечаем,
То целый мир не может длиться и мгновенье;
Когда мы замечаем неизменность,
То нет конца ни нам, ни миру.
Чему ж еще завидовать тогда?
Су Ши
Название «фэн-шуй» пришло из древних времен, когда для человека самыми мощными силами, действующими в природе, были ветер и вода. Легкий, теплый ветер обещал хороший урожай и обильную пищу для скота. Озера, реки и ручьи давали живительную влагу для полей и позволя¬ли пережить засушливые сезоны. С другой стороны ураганы уничтожали посевы, стоячая вода служила рассадником болезней, а наводнения опусто¬шали целые области и уносили множество жизней. «Фэн» можно уподо¬бить потоку энергии, который, как ветер, проносился над головой, а «шуй» — это вода, которая содержится в земле и питает ее» Эти образы постоянно доступны человеческому восприятию, и суть наших отношений с ними можно выразить сентенцией, авторство которого европейская ал¬химическая традиция приписывает Гермесу Трисмегисту; «Что наверху, то и внизу».
История фэн-шуй насчитывает несколько тысячелетий. Нет никаких сомнений, что им занимались уже 3000 лет назад и корни традиции уходят в еще более далекое прошлое. В те времена, когда единого китайского государства еще не существовало,  люди селились в основном на плодородных пойменных землях в междуречье Янцзы и Хуанхэ; именно там обнаружены остатки наиболее древних неолитических стоянок и поселений бронзового века.
Во всех племенных сообществах, которые этнографы с готовностью называют «примитивными», существуют люди чьей функцией является общение с  незримыми силами, персонифицированными в образе природных божеств, духов-хранителей и прочих сущностей, благосклонно или враждебно настроенных: по отношению к человеку. Эти шаманы наблюдают за
действием природных сил и пользуются своей властью или мастерством
для того, чтобы принести пользу племени. Даже созерцание движущихся
вод, зубчатых гребней гор и колыхания ветвей на легком ветру сходно действию танца, музыки или ритмически повторяющегося заклинания: оно выводит человека из-под власти  повседневного мира и погружает его в со стояние отрешенности.
Правители – шаманы Древнего Китая были сведущи в искусстве ветра и
воды; в ранних исторических записях, где вымысел тесно переплетается с реальностью, они наделены властью над стихиями и сами осуществляют превращения элементов. Первым из таких правителей, наделенных не только мифологическими, но и человеческими чертами, был Фу Си (правил приблизительно с 2852 по 2737 г. до Р.Х.), который вместе со своими
преемниками Шэнь-нуном и Хуан-ди дал людям все искусства и ремесла. Именно Фу Си считается основателем китайской науки гадания: на спине мифического животного, восставшего из вод реки Хуанхэ, ему открылся узор из точек и кружков, который был прототипом прежденебесного ба гуа, или ранней небесной последовательности. На картинах Фу Си обычно изображается облаченным в тигровую шкуру, в сопровождении черепахи и змеи.
Хуан-ди, или Желтый Император, считается покровителем китайского народа. При нем был составлен первый лунный календарь. По преданию, во время сражения с разбойниками Хуан-ди заблудился в волшебном тумане, напущенном их главарем. Во сне ему явилась Небесная Владычица, даровавшая знание об использовании компаса, с помощью которого Хуан-ди
смог победить своих врагов. При нем и его наследниках — Чжуан-сюе, Ку, Яо и Шуне — в Китае продолжался золотой век, когда правление было совершенным, правители отличались кротостью и смирением, а народ почтительно относился к ним.
Первая китайская династия Ся (предположительно 2205 - 1766 гг. до Р.Х.) была основана императором Юем, чьи подвиги засуживают пристального внимания. Он вступил на трон, когда в Китае  свирепствовало наводнение, которое с перерывами продолжалось более двадцати лет и со-вершенно опустошило восточные области страны. Отец Юя безуспешно
боролся с бедствием, возводя дамбы отчего вода лишь  разливалась еще шире. Юй радикально изменил подход к делу начал строить  каналы и отводить воду с затопленных территорий. Масштаб работ этого первого проектировщика ландшафтов поистине впечатляет. Из земли, вырытой при прокладке каналов, были созданы четыре высочайшие горы в Китае! Очарование мифа о трудолюбивом императоре, поставившем себе на службу даже драконов, сохранилось в современной китайской топонимике: в одном из уделов восточного Китая есть Цокайся -
«Неправильно Проложенное Ущелье», и Чжаньлуньтай — «Терраса Казненного Дракона». Но
самым важным событием при правлении Юя все же было явление после-
небесного ба-гуа, или  поздней небесной последовательности. После усмирения потопа из вод реки поднялась огромная черепаха. Согласно преданию, на ее панцире был начертан магический узор (ло шу) с девятью символами, по числу которых Китай впоследствии был разделен на девять областей, или уделов. Если прежденебесное ба-гуа отражало неизменную природу вещей, то посленебесное ба-гуа использовалось для предсказания изменчивых, текучих проявлений законов бытия.
Следующее знаменательное событие из предыстории фэн-шуй произошло гораздо позднее, во времена У-вана, первого императора династии Западная Чжоу (1122—770 гг. до Р.Х.). Его наставником был министр Цзян-тайгун, искушенный в магии и науке предсказаний. Именно ему традиция приписывает расширение восьми триграмм (ба-гуа) до шестидесяти четырех гексаграмм, составляющих основу «И Цзин» — великой «Книги Перемен». Впрочем, по свидетельствам летописцев, Цзян-тайгун был чужд условностей: когда гадание о предстоящем сражении вышло неблагоприятным, он «смахнул рукавом с жертвенного стола черепаший панцирь и гадательные палочки из стеблей тысячелистника и в гневе растоптал их».
В эпоху Чжоу устройство компаса было усовершенствовало потомком У-вана, императором Шинем. Он объединил знания о геомантическом компасе (ло-панъ) с элементами гадательной системы «И Цзин» и создал легендарную систему «Ло Цзин», не сохранившуюся до наших дней. С помощью компаса и ба-гуа определялись наиболее благоприятнее места для строительства дворцов и захоронения умерших.
Древние китайские правители не ограничивались изучением ландшафтов и работой с невидимыми энергиями, пронизывающими землю, воду и воздух. Они наблюдали за небосводом, составляли звездные карты и включали полученные знания в календарные системы. Еще в бронзовом веке, во времена династии Шан (1766(?) - 1121 гг. до Р.Х.) был установлен шестидесятидневный цикл, а движение созвездий было упорядочено в двенад-цать Земных Ветвей и десять Небесных Стволов. Каждый день отмечался сочетанием одного Ствола с одной Ветвью в последовательном порядке. Затем шестидесятидневный (лунный) цикл был соотнесен с солнечным, или астрономическим, годом: 365 дней подразделялись на шесть циклов.
При династии Чжоу были установлены соответствия между десятью Небесными Стволами и пятью элементами (огонь, земля, металл, дерево, вода), а двенадцать Земных Ветвей стали использоваться как аналог двенадцати солнечных месяцев. Где-то в VI—V вв. до Р.Х. (так называемый период весны и осени, при котором жили Лао-цзы и Конфуций), Земные Ветви были сопоставлены с символами животных, хорошо знакомыми нам по современному «китайскому календарю».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЭН-ШУЙ
Принципы фэн-шуй и способы их практического применения содержатся в древних трактатах, таких как «Ши Цзйй» (Книга Песен ), которая неоднократно переписывалась начиная с IX века до нашей эры. Важные события произошли во времена династии Хань (206 г. до Р.Х. — 224 г. от Р.Х.), когда была составлена «Ли Цзы», или «Книга Ритуалов». Там описаны методы фэн-шуй для правильного расположения семейных захоронений и могильных курганов.
Правила письменного языка были упрощены и систематизированы; пять канонических, или классических, текстов Древнего Катя были официально утверждены в этом качестве. Первым из них был текст «И Цзин». Имперские ученые отредактировали его, и  перевели в новую форму письма. Они также собрали, и записали различите устные варианты и предания об использовании оракула. Так появились «Десять крыльев», присоединен-ные к Основному тексту. В частности, один рукописный свод под названием «Ту шу цзи чэн» («Энциклопедия И Цзин», или «Великий Комментарий») стал одним из наиболее важных документов китайской культуры.
Три основных элемента искусства гадания и определения благоприятных ситуаций — компас, «И Цзин» и календарь — объединились в  своеобразное научно-мистическое учение, которое практиковалось фанши, или «знатоками учения». Во времена династий Хань и Троецарствия (221 — 265 гг. от Р.Х.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Глубокие познания в области астрономии, географии, медицины и практической магии в буквальном смысле делали их мастерами на все руки, желанными гостями и во дворце удельного аристократа, и в скромном сельском жилище.
Философскую основу фанши составляла теория инь – ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по «И Цзин» дополнялась сложной
системой геомантических измерений, астрологических расчетов, а также
наблюдениями за земными и небесными явлениями.
При династии Хань фэн-шуй стал приобретать черти профессионалного занятия. Тогда он был известен под более древним названием кань - юй, где кань означает «земля», а юй — «узор» или «образец». Упоминания
об этом искусстве можно найти в «Хуайнань-цзы», своеобразной энциклопедии даосских знаний, составленной в I веке до Р.Х. Ее автором был философ Лю Ань, правитель области Хуайнань и внук первого императора ханьской династии. Лю Ань, проводивший много времени в общении с даосскими мастерами, творчески переосмыслил идеи «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» и приблизил их к повседневной жизни.
К концу правления династии Хань Китай распался на три отдельных царства, постоянно воевавших друг с другом. История того времени, запечатленная в знаменитом романе Ло Гуань-чжуна «Троецарствие», полна бедствий и потрясений.
Одной из наиболее ярких фигур в романе является  реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ-лян, умевший управлять ветрами и туманами, Он разработал систему цимэнь-  дунцзя («таинственные входы»- «скрытное движение») которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью «тайных врат» земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Даосские маги, подобные Чжугэ-ляну, знали  местонахождение таких врат и умели пользоваться ими.
В системе цимэнь-дунцзя применяется сочетание ба-гуа и Девяти Дворцов для определения  благоприятных  и неблагоприятных участков ландшафта  Впоследствии она оказала огромное влияние на развитие искусства фен-щуй.
После объединения Китая под властью династии Цзинь (265—316 гг от Р.Х.Д появился человек, которого современные, мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым. поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «фэн-шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) классификации ландшафтов, Исторические  летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.
При трехвековом правлении династии Тан (618—907 гр. от Р.Х.) в Китае наступил расцвет искусств и наук. Появились новые школы и философские течения в русле кань юй. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов («Жилы Дракона»), другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел.  Некоторые пользовались триграммами ба-гуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти «энергетические кудесники» давали подробные советы о том, как, когда и где следуем строить жилье. Подтверждением необыкновенной популярности кань юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками.
В китайской поэзии эпохи Тан своеобразным аналогам «искусства фэн-щуй является концепция «ветра и потока» (фэн-лю)отраженная в пейзажной лирике великих поэтов того времени — Ли Бо, Ду Фу, Ли Юя и других. Ветер в древнем Китае всегда был символом космической силы в которой духовное начало тесню переплеталось с Материальным. Ветер, рожденный противоборством инь и ян, не ведал преград и пронизывал животворящей силой все уровни бытия, в то время как поток был подобием изначального дао - вечно движущегося но пребывающего в покое. Ветер  и поток были наиболее совершенным воплощением начал инь и ян, от которых, как считалось, происходят «все десять тысяч вещей». Художник должен был уподобиться и открыть им свое сердце чтобы слиться с зданием и постичь гармонию внешнею и внутреннего.
После падения династии Тан Китай был разделен на множество враждующих княжеств. Только к 960 году страна объединилась под правлением династии Сун (960—1280), В это время произошло окончательное становление даосского канона «Дао ЦЗЫ>, состоящего из сотен трактатов и художественных произведений, разделенных на несколько категорий. Благодаря трудам таких разных мыслителей, как Чэнь Туань, Чжоу Дунь-и и
Джу-си, теория перемен была гармонично соединена с мантическими  искусствами, а практикой фэн-шуй стали заниматься не только даосы, но также буддисты и последователи конфуцианского  учения.. Если во времена Хань было написано лищь несколько книг по кань юй то в летописи династии Сун собрано не менее пятидесяти трактатов, посвященных искусству фен-шуй.
В начале правления династий Мин (1368 —1644) даосское учение и всё, кто его практиковал , подверглись жестоким гонениям. Многие видные ученые были казнены, а те, кто продолжал заниматься искусством фэн-шуй, не могли называть себя даосами. На смену им пришло новое поколение предсказателей из мирян — бродячих монахов, мелких аристократов  и ремесленников, которые не были знакомы с философскими основами  фэн-шуй и превратили его в чисто деловое предприятие. Их главными клиентами стали представители зажиточных семейств и землевладельцев, нанимавшие мастеров для выбора наиболее благоприятных мест при строительстве домов и владений, а также  проведения погребальных ритуалов. Большой популярностью стали пользоваться «справочники» по фэн-шуй, представляющие собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени.
Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но геомантический компас ло-пань, напротив, был расширен с восемнадцати до тридцати шести колец, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. Сформировалась система «трех эр» и «девятициклов», где каждая эра состоит из шестидесяти лет или трех циклов по двадцать лет в каждом.
В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло. Произведения классиков фэн-шуй, а также их подражателей стали общедоступными; в результате многие читатели этих книг объявляли себя мастерами фэн-шуй и беззастенчиво зарабатывали деньги на невежестве и суевериях своих соотечественников. Тогда появилась поговорка «выставить себя на посмешище через десять лет», означавшая, что обман может обнаружиться лишь спустя долгое время.
Фэн-шуй при династии Цин (1644 — 1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династий Мин. Традиция литературной критики богатейшего классического наследия не обошла стороной искусство фэн-шуй. Так, например, Я Цзюсин (XVIII в.) считал всех мастеров фэн-шуй периода династии Мин обычными шарлатанами, ничего не смыслившими в теории перемен. Впрочем, создавались и серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн-шуй, самым значительным из которых является «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. Еще одним новшеством, появившимся в эпоху Цин, было заблаговременное определение подходящего момента для начала строительства зда-ния, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее. К примеру, выбор удачного места для начала строительства имеет важное значение для фэн-шуй жилых домов и коммерческих зданий.
Западный мир сравнительно медленно воспринимал философские основы и практику фен-шуй. Лиш к концу19 века это исскуство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.
ШКОЛЫ ФЭН -ШУЙ
В настоящее время различаются два основных метода, или школы фэн-шуй — ландшафтная и компасная. Эти школы основаны на различных способах интерпретации глубинных связей между человеком и его внешним окружением. Однако следует заметить, что такое разделение несколько надуманно: в традиционной практике фэн-шуй геомантические измерения и изучение ландшафтов взаимно дополняли друг друга при работе.
Мастер компасной школы изучает астрологический гороскоп хозяина будущего дома, чтобы определить наилучшее расположение жилища. При этом он пользуется компасом ло-пань для выбора идеального места и ориентировки дома по сторонам света. Дополнительные аспекты, такие как размеры, пропорции, дата и время начала строительства, также рассчитываются на основании показаний компаса, китайской нумерологии и положения небесных тел.
В ландшафтной школе для достижения тех же целей используется несколько иной подход: выявление видимых и невидимых особенностей, присущих данному месту, с последующей их интерпретацией. Основные формы ландшафта символизируются различными мифическими животными, включая драконов, тигров, фениксов, черепах и других, каждое из которых имеет несколько смысловых значений. К дополнительным факторам относятся наличие водоемов или проточной воды, местные погодные условия и виды, открывавшиеся с каждою главного направления. В соответствии с конкретными потребностями землевладельца выбранный ландшафт одолжен гармонично сочетаться с предназначением постройки.
Хотя большинство современных мастеров фэн-шуй, практикующих в
Китае, Гонконге и на Тайване, пользуются сочетанием компасного и ландшафтного подходов, в последние годы возникло несколько новых школ и
течений фэн-шуй. К ним относятся «пирамидальная школа ба-гуа», школа
символов, согласно которой все элементы окружающей среды рассматриваются и истолковываются как символы движения энергии, и метод «чтения ци», где делается акцент на ощущении энергетических потоков в жилых помещениях, а также на чувствах и эмоциях жильцов, и предлагаются интуитивные способы создания оптимального фэн-шуй конкретного места или ситуации.
Большинство мастеров фэн-шуй считают себя профессионалами и зарабатывают на жизнь консультациями различных деловых предприятий и у обычных людей. Некоторые совмещают практику фэн-шуй с гаданием по «ИЦзин», хиромантией и астрологией. В развитых странах Запада искусство фэн-щуй превратилось в настоящую индустрию дизайна и развлечений, во многом  утратив свои первоначальные черты. Трудно судить, насколько это хорошо или плохо: каждый, сам выбирает глубину своего знакомства с предметом и его роли в своей повседневной жизни.
В конечном счете все школы и методы фэн-шуй направлены на достижение одной цели — создания гармоничного равновесия между человеком и его окружением.
Возникновение и развитие Фен-Шуй
hieroglyphs-208x300

 

                    Когда изменчивость мы замечаем, 

                   То целый мир не может длиться и мгновенье;

                  Когда мы замечаем неизменность,

                  То нет конца ни нам, ни миру.

                   Чему ж еще завидовать тогда?

 

                                                                                  Су Ши 

 

 

 

 

 

 

Название «фэн-шуй» пришло из древних времен, когда для человека самыми мощными силами, действующими в природе, были ветер и вода. Легкий, теплый ветер обещал хороший урожай и обильную пищу для скота. Озера, реки и ручьи давали живительную влагу для полей и позволяли пережить засушливые сезоны. С другой стороны ураганы уничтожали посевы, стоячая вода служила рассадником болезней, а наводнения опусто¬шали целые области и уносили множество жизней. «Фэн» можно уподобить потоку энергии, который, как ветер, проносился над головой, а «шуй» — это вода, которая содержится в земле и питает ее» Эти образы постоянно доступны человеческому восприятию, и суть наших отношений с ними можно выразить сентенцией, авторство которого европейская алхимическая традиция приписывает Гермесу Трисмегисту; «Что наверху, то и внизу».История фэн-шуй насчитывает несколько тысячелетий. Нет никаких сомнений, что им занимались уже 3000 лет назад и корни традиции уходят в еще более далекое прошлое. В те времена, когда единого китайского государства еще не существовало,  люди селились в основном на плодородных пойменных землях в междуречье Янцзы и Хуанхэ; именно там обнаружены остатки наиболее древних неолитических стоянок и поселений бронзового века.

Во всех племенных сообществах, которые этнографы с готовностью называют «примитивными», существуют люди чьей функцией является общение с  незримыми силами, персонифицированными в образе природных божеств, духов-хранителей и прочих сущностей, благосклонно или враждебно настроенных: по отношению к человеку. Эти шаманы наблюдают задействием природных сил и пользуются своей властью или мастерствомдля того, чтобы принести пользу племени. Даже созерцание движущихся вод, зубчатых гребней гор и колыхания ветвей на легком ветру сходно действию танца, музыки или ритмически повторяющегося заклинания: оно выводит человека из-под власти  повседневного мира и погружает его в со стояние отрешенности. Правители – шаманы Древнего Китая были сведущи в искусстве ветра и воды; в ранних исторических записях, где вымысел тесно переплетается с реальностью, они наделены властью над стихиями и сами осуществляют превращения элементов. Первым из таких правителей, наделенных не только мифологическими, но и человеческими чертами, был Фу Си (правил приблизительно с 2852 по 2737 г. до Р.Х.), который вместе со своими преемниками Шэнь-нуном и Хуан-ди дал людям все искусства и ремесла.
xuandi
Именно Фу Си считается основателем китайской науки гадания: на спине мифического животного, восставшего из вод реки Хуанхэ, ему открылся узор из точек и кружков, который был прототипом прежденебесного ба гуа, или ранней небесной последовательности. На картинах Фу Си обычно изображается облаченным в тигровую шкуру, в сопровождении черепахи и змеи.Хуан-ди, или Желтый Император, считается покровителем китайского народа. При нем был составлен первый лунный календарь. По преданию, во время сражения с разбойниками Хуан-ди заблудился в волшебном тумане, напущенном их главарем. Во сне ему явилась Небесная Владычица, даровавшая знание об использовании компаса, с помощью которого Хуан-ди смог победить своих врагов. При нем и его наследниках — Чжуан-сюе, Ку, Яо и Шуне — в Китае продолжался золотой век, когда правление было совершенным, правители отличались кротостью и смирением, а народ почтительно относился к ним.Первая китайская династия Ся (предположительно 2205 - 1766 гг. до Р.Х.) была основана императором Юем, чьи подвиги засуживают пристального внимания. Он вступил на трон, когда в Китае  свирепствовало наводнение, которое с перерывами продолжалось более двадцати лет и со-вершенно опустошило восточные области страны. Отец Юя безуспешно боролся с бедствием, возводя дамбы отчего вода лишь  разливалась еще шире.
bagua
Юй радикально изменил подход к делу начал строить  каналы и отводить воду с затопленных территорий. Масштаб работ этого первого проектировщика ландшафтов поистине впечатляет. Из земли, вырытой при прокладке каналов, были созданы четыре высочайшие горы в Китае! Очарование мифа о трудолюбивом императоре, поставившем себе на службу даже драконов, сохранилось в современной китайской топонимике: в одном из уделов восточного Китая есть Цокайся - «Неправильно Проложенное Ущелье», и Чжаньлуньтай — «Терраса Казненного Дракона». Но самым важным событием при правлении Юя все же было явление после- небесного ба-гуа, или  поздней небесной последовательности. После усмирения потопа из вод реки поднялась огромная черепаха. Согласно преданию, на ее панцире был начертан магический узор (ло шу) с девятью символами, по числу которых Китай впоследствии был разделен на девять областей, или уделов. Если прежденебесное ба-гуа отражало неизменную природу вещей, то посленебесное ба-гуа использовалось для предсказания изменчивых, текучих проявлений законов бытия.Следующее знаменательное событие из предыстории фэн-шуй произошло гораздо позднее, во времена У-вана, первого императора династии Западная Чжоу (1122—770 гг. до Р.Х.). Его наставником был министр Цзян-тайгун, искушенный в магии и науке предсказаний. Именно ему традиция приписывает расширение восьми триграмм (ба-гуа) до шестидесяти четырех гексаграмм, составляющих основу «И Цзин» — великой «Книги Перемен». Впрочем, по свидетельствам летописцев, Цзян-тайгун был чужд условностей: когда гадание о предстоящем сражении вышло неблагоприятным, он «смахнул рукавом с жертвенного стола черепаший панцирь и гадательные палочки из стеблей тысячелистника и в гневе растоптал их».В эпоху Чжоу устройство компаса было усовершенствовало потомком У-вана, императором Шинем. Он объединил знания о геомантическом компасе (ло-панъ) с элементами гадательной системы «И Цзин» и создал легендарную систему «Ло Цзин», не сохранившуюся до наших дней. С помощью компаса и ба-гуа определялись наиболее благоприятнее места для строительства дворцов и захоронения умерших.Древние китайские правители не ограничивались изучением ландшафтов и работой с невидимыми энергиями, пронизывающими землю, воду и воздух. Они наблюдали за небосводом, составляли звездные карты и включали полученные знания в календарные системы. Еще в бронзовом веке, во времена династии Шан (1766(?) - 1121 гг. до Р.Х.) был установлен шестидесятидневный цикл, а движение созвездий было упорядочено в двенад-цать Земных Ветвей и десять Небесных Стволов. Каждый день отмечался сочетанием одного Ствола с одной Ветвью в последовательном порядке. Затем шестидесятидневный (лунный) цикл был соотнесен с солнечным, или астрономическим, годом: 365 дней подразделялись на шесть циклов.При династии Чжоу были установлены соответствия между десятью Небесными Стволами и пятью элементами (огонь, земля, металл, дерево, вода), а двенадцать Земных Ветвей стали использоваться как аналог двенадцати солнечных месяцев. Где-то в VI—V вв. до Р.Х. (так называемый период весны и осени, при котором жили Лао-цзы и Конфуций), Земные Ветви были сопоставлены с символами животных, хорошо знакомыми нам по современному «китайскому календарю».
 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЭН-ШУЙ
Принципы фэн-шуй и способы их практического применения содержатся в древних трактатах, таких как «Ши Цзйй» (Книга Песен ), которая неоднократно переписывалась начиная с IX века до нашей эры. Важные события произошли во времена династии Хань (206 г. до Р.Х. — 224 г. от Р.Х.), когда была составлена «Ли Цзы», или «Книга Ритуалов». Там описаны методы фэн-шуй для правильного расположения семейных захоронений и могильных курганов.Правила письменного языка были упрощены и систематизированы; пять канонических, или классических, текстов Древнего Катя были официально утверждены в этом качестве. Первым из них был текст «И Цзин». Имперские ученые отредактировали его, и  перевели в новую форму письма. Они также собрали, и записали различите устные варианты и предания об использовании оракула. Так появились «Десять крыльев», присоединен-ные к Основному тексту. В частности, один рукописный свод под названием «Ту шу цзи чэн» («Энциклопедия И Цзин», или «Великий Комментарий») стал одним из наиболее важных документов китайской культуры.Три основных элемента искусства гадания и определения благоприятных ситуаций — компас, «И Цзин» и календарь — объединились в  своеобразное научно-мистическое учение, которое практиковалось фанши, или «знатоками учения». Во времена династий Хань и Троецарствия (221 — 265 гг. от Р.Х.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Глубокие познания в области астрономии, географии, медицины и практической магии в буквальном смысле делали их мастерами на все руки, желанными гостями и во дворце удельного аристократа, и в скромном сельском жилище.Философскую основу фанши составляла теория инь – ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по «И Цзин» дополнялась сложнойсистемой геомантических измерений, астрологических расчетов, а такженаблюдениями за земными и небесными явлениями.При династии Хань фэн-шуй стал приобретать черти профессионалного занятия. Тогда он был известен под более древним названием кань - юй, где кань означает «земля», а юй — «узор» или «образец». Упоминания об этом искусстве можно найти в «Хуайнань-цзы», своеобразной энциклопедии даосских знаний, составленной в I веке до Р.Х. Ее автором был философ Лю Ань, правитель области Хуайнань и внук первого императора ханьской династии. Лю Ань, проводивший много времени в общении с даосскими мастерами, творчески переосмыслил идеи «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» и приблизил их к повседневной жизни.К концу правления династии Хань Китай распался на три отдельных царства, постоянно воевавших друг с другом. История того времени, запечатленная в знаменитом романе Ло Гуань-чжуна «Троецарствие», полна бедствий и потрясений. Одной из наиболее ярких фигур в романе является  реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ-лян, умевший управлять ветрами и туманами, Он разработал систему цимэнь-  дунцзя («таинственные входы»- «скрытное движение») которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью «тайных врат» земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Даосские маги, подобные Чжугэ-ляну, знали  местонахождение таких врат и умели пользоваться ими.В системе цимэнь-дунцзя применяется сочетание ба-гуа и Девяти Дворцов для определения  благоприятных  и неблагоприятных участков ландшафта  Впоследствии она оказала огромное влияние на развитие искусства фен-щуй.После объединения Китая под властью династии Цзинь (265—316 гг от Р.Х.Д появился человек, которого современные, мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым. поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «фэн-шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) классификации ландшафтов, Исторические  летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.При трехвековом правлении династии Тан (618—907 гр. от Р.Х.) в Китае наступил расцвет искусств и наук. Появились новые школы и философские течения в русле кань юй. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов («Жилы Дракона»), другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел.  Некоторые пользовались триграммами ба-гуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти «энергетические кудесники» давали подробные советы о том, как, когда и где следуем строить жилье. Подтверждением необыкновенной популярности кань юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками.В китайской поэзии эпохи Тан своеобразным аналогам «искусства фэн-щуй является концепция «ветра и потока» (фэн-лю)отраженная в пейзажной лирике великих поэтов того времени — Ли Бо, Ду Фу, Ли Юя и других. Ветер в древнем Китае всегда был символом космической силы в которой духовное начало тесню переплеталось с Материальным. Ветер, рожденный противоборством инь и ян, не ведал преград и пронизывал животворящей силой все уровни бытия, в то время как поток был подобием изначального дао - вечно движущегося но пребывающего в покое. Ветер  и поток были наиболее совершенным воплощением начал инь и ян, от которых, как считалось, происходят «все десять тысяч вещей». Художник должен был уподобиться и открыть им свое сердце чтобы слиться с зданием и постичь гармонию внешнею и внутреннего. После падения династии Тан Китай был разделен на множество враждующих княжеств. Только к 960 году страна объединилась под правлением династии Сун (960—1280), В это время произошло окончательное становление даосского канона "Дао ЦЗЫ", состоящего из сотен трактатов и художественных произведений, разделенных на несколько категорий. Благодаря трудам таких разных мыслителей, как Чэнь Туань, Чжоу Дунь-и и Джу-си, теория перемен была гармонично соединена с мантическими  искусствами, а практикой фэн-шуй стали заниматься не только даосы, но также буддисты и последователи конфуцианского  учения.
lopan
Если во времена Хань было написано лищь несколько книг по кань юй то в летописи династии Сун собрано не менее пятидесяти трактатов, посвященных искусству фен-шуй.  
ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
В начале правления династий Мин (1368 —1644) даосское учение и всё, кто его практиковал , подверглись жестоким гонениям. Многие видные ученые были казнены, а те, кто продолжал заниматься искусством фэн-шуй, не могли называть себя даосами. На смену им пришло новое поколение предсказателей из мирян — бродячих монахов, мелких аристократов  и ремесленников, которые не были знакомы с философскими основами  фэн-шуй и превратили его в чисто деловое предприятие. Их главными клиентами стали представители зажиточных семейств и землевладельцев, нанимавшие мастеров для выбора наиболее благоприятных мест при строительстве домов и владений, а также  проведения погребальных ритуалов. Большой популярностью стали пользоваться «справочники» по фэн-шуй, представляющие собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени.Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но геомантический компас ло-пань, напротив, был расширен с восемнадцати до тридцати шести колец, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. Сформировалась система «трех эр» и «девятициклов», где каждая эра состоит из шестидесяти лет или трех циклов по двадцать лет в каждом.В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло. Произведения классиков фэн-шуй, а также их подражателей стали общедоступными; в результате многие читатели этих книг объявляли себя мастерами фэн-шуй и беззастенчиво зарабатывали деньги на невежестве и суевериях своих соотечественников. Тогда появилась поговорка «выставить себя на посмешище через десять лет», означавшая, что обман может обнаружиться лишь спустя долгое время.Фэн-шуй при династии Цин (1644 — 1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династий Мин. Традиция литературной критики богатейшего классического наследия не обошла стороной искусство фэн-шуй. Так, например, Я Цзюсин (XVIII в.) считал всех мастеров фэн-шуй периода династии Мин обычными шарлатанами, ничего не смыслившими в теории перемен. Впрочем, создавались и серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн-шуй, самым значительным из которых является «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. Еще одним новшеством, появившимся в эпоху Цин, было заблаговременное определение подходящего момента для начала строительства зда-ния, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее. К примеру, выбор удачного места для начала строительства имеет важное значение для фэн-шуй жилых домов и коммерческих зданий. Западный мир сравнительно медленно воспринимал философские основы и практику фен-шуй. Лиш к концу19 века это исскуство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.
ШКОЛЫ ФЭН -ШУЙ
В настоящее время различаются два основных метода, или школы фэн-шуй — ландшафтная и компасная. Эти школы основаны на различных способах интерпретации глубинных связей между человеком и его внешним окружением. Однако следует заметить, что такое разделение несколько надуманно: в традиционной практике фэн-шуй геомантические измерения и изучение ландшафтов взаимно дополняли друг друга при работе.Мастер компасной школы изучает астрологический гороскоп хозяина будущего дома, чтобы определить наилучшее расположение жилища. При этом он пользуется компасом ло-пань для выбора идеального места и ориентировки дома по сторонам света. Дополнительные аспекты, такие как размеры, пропорции, дата и время начала строительства, также рассчитываются на основании показаний компаса, китайской нумерологии и положения небесных тел.В ландшафтной школе для достижения тех же целей используется несколько иной подход: выявление видимых и невидимых особенностей, присущих данному месту, с последующей их интерпретацией. Основные формы ландшафта символизируются различными мифическими животными, включая драконов, тигров, фениксов, черепах и других, каждое из которых имеет несколько смысловых значений. К дополнительным факторам относятся наличие водоемов или проточной воды, местные погодные условия и виды, открывавшиеся с каждою главного направления. В соответствии с конкретными потребностями землевладельца выбранный ландшафт одолжен гармонично сочетаться с предназначением постройки.Хотя большинство современных мастеров фэн-шуй, практикующих в Китае, Гонконге и на Тайване, пользуются сочетанием компасного и ландшафтного подходов, в последние годы возникло несколько новых школ и течений фэн-шуй. К ним относятся «пирамидальная школа ба-гуа», школа символов, согласно которой все элементы окружающей среды рассматриваются и истолковываются как символы движения энергии, и метод «чтения ци», где делается акцент на ощущении энергетических потоков в жилых помещениях, а также на чувствах и эмоциях жильцов, и предлагаются интуитивные способы создания оптимального фэн-шуй конкретного места или ситуации.Большинство мастеров фэн-шуй считают себя профессионалами и зарабатывают на жизнь консультациями различных деловых предприятий и у обычных людей. Некоторые совмещают практику фэн-шуй с гаданием по «ИЦзин», хиромантией и астрологией. В развитых странах Запада искусство фэн-щуй превратилось в настоящую индустрию дизайна и развлечений, во многом  утратив свои первоначальные черты. Трудно судить, насколько это хорошо или плохо: каждый, сам выбирает глубину своего знакомства с предметом и его роли в своей повседневной жизни.В конечном счете все школы и методы фэн-шуй направлены на достижение одной цели — создания гармоничного равновесия между человеком и его окружением.


Поделиться ссылкой с друзьями:


 

select a language

новое на форуме



Нет сообщений для показа

популярные игры

тетрис наоборотМаджонгПаук Солитер - пасьянс3D стрелялкаГонкиферма мечтыЗащита от зомбиАэро хокейпазлысекретная миссия защита колонииМорской бойспаси курицу.Мотокроссрыбалкастрельба по бутылкамПазлы древнего Египта
Поделиться ссылкой с друзьями:

free counters
Яндекс цитирования PageRank Херсонский ТОП Яндекс.Метрика
Рейтинг туристических сайтов Украины. Показано число посетителей сегодня, среднее число посетителей за сутки, оценка сайта

Сейчас 320 гостей онлайн
Нет

http://www.kherson-club.com$1,450.33$1,450.33